Развитие информационной компетентности студентов
В русле модернизации современной системы образования актуальным является вопрос реализации компетентного подхода.
Информационная компетенция является одной из ключевых компетенций и включает в себя множество составляющих ее знаний, умений, навыков деятельности по отношению к информации, в том числе и владение современными средствами информации (компьютер, интерактивная доска, принтер, модем и т.д.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет).
В информационном обществе XXI века главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации, и наличие базовых умений и компетенций грамотно с ней работать.
В современном мире всё более отчётливо проявляется прямая зависимость между информационными компетенциями человека и качеством его жизни. В силу этого возникает объективная необходимость внести существенные изменения и в образовательный процесс с целью интенсификации развития информационных компетенций учащихся. Данная причина, а также быстрое совершенствование информационных технологий доказывает возрастающую роль информационных компетенций человека в современном обществе.
Информационные компетенции представителя современного общества должны не только обеспечить успешную социализацию личности, но и гарантировать овладение эффективными методами и средствами сбора, накопления, передачи и переработки информации в течение всей социально активной жизни человека.
Современная концепция модернизации системы образования в связи с изменившимися социально-экономическими условиями страны связана, в первую очередь, с разработкой проблемы информатизации, причём заложенные принципы и подходы ориентированы на такой уровень информатизации образования, на котором должна активно решаться и задача развития информационных компетенций участников образовательного процесса. Однако в настоящее время мы можем наблюдать ситуацию, когда выпускник, даже имеющий аттестат с отличием, при поступлении в вуз не может применить свои знания и умения в конкретной практической ситуации. Такое противоречие возникает из-за того, что, как правило, в реальном учебно-воспитательном процессе эти цели ставятся, но не достигаются.
Таким образом, возникает противоречие между потребностями в обширных знаниях, умениях и низким уровнем развития необходимых информационных компетенций.
Современное развитие общества диктует новые подходы к оцениванию качества образования. Согласно «Концепции модернизации образования РК оценка результата образования ориентирована на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях, развитии «компетенций», «компетентности» обучающихся.
В основу формирования компетентной личности ложится такой результат образования, который выражается в овладении студентов определенным набором способов деятельности.
Студенты, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.), и постановки (или присвоения) цели. Так происходит осознание процесса управления своей деятельностью – «компетенции».
Основополагающими теоретическими источниками, в которых всесторонне исследована проблема формирования информационных компетенций, являются работы таких авторов, как Н.И. Гендина, М.В. Рыжаков, В.Н. Борздун и др.
Сегодня существует много различных мнений по вопросу классификации и выделения важнейших компетенций. Информационная компетентность не зависимо от авторов и способов классификации всегда выдвигается как одна из наиболее важных гипотез.
Развитие умений и навыков работы с информацией должно проходит через следующий порядок формирования информационной компетенции: последовательно раскрывая, осуществляется включение в понимание и активное использование студентами информационных ресурсов:
- развитие умения осознанно воспринимать информацию в электронном варианте и использовать её в учебных целях (в первое время учащиеся могут отвлекаться на различные новые для них компьютерные эффекты: анимация, возможности оперирования с информацией на экране, даже тень от проектора на экране вызывает бурные эмоции);
- использование электронных словарей, справочников, энциклопедий для поиска учебной информации;
- развитие навыков работы с обучающими программами для расширения предметных знаний;
- сбор и систематизация длительное время (четверть, учебное полугодие или другой отрезок времени) тематической информации;
- умение представить информацию;
- создание презентаций Power Point;
- использование доступных компьютерных ресурсов для извлечения информации.
В своей работе мы применяем информационные карты, а также различные виды информационных моделей: иерархическая модель, сетевая модель, семантическая модель.
Работа с данными моделями и картами позволяет учащимся увидеть взаимосвязь понятий по изучаемой теме и способствует осознанному восприятию информации.
Одним из педагогических условий для развития информационных компетенций студентов является организация самостоятельной исследовательской деятельности. В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности. Новые принципы компетентностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности требуют новых методов обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов, который лежит в основе концепции компетентностно-ориентированного образования.
В процессе выполнения учебных проектов у студентов формируются следующие информационные компетенции:
- Компетенции в сфере первоначального информационного поиска (выделении ключевых слов для информационного поиска; самостоятельное нахождение информации в Интернет).
- Технологические компетенции (составление плана работы, подбор литературы по теме, перевод информации из одной формы представления в другую и т.п.).
- Предметно-аналитические компетенции (выделение главного, анализ, систематизация информации, формулировка выводов на основе ее обобщения).
- Операционно-деятельностные компетенции (разработка и использование различных средств наглядности при защите творческих проектов, оформление информационного продукта в виде компьютерной презентации).
Преподаватели: Бисембиева А.С. Аманова Г.С.